Фотоотчет с Открытия выставки "К 70-летию снятия Блокады Ленинграда"
27 ноября, в 12.00 в Выставочном зале Санкт-Петербургского Союза художников (ул. Большая Морская, д. 38; ст.м. "Невский Проспект"/"Адмиралтейская") откроется выставка "К 70-летию со дня полного снятия Блокады Ленинграда"
На выставке будут представлены работы (живопись, графика, скульптура) художников, переживших Блокаду в Ленинграде, рисунки о Блокаде Валентины Тонск, архивные плакаты «Боевого карандаша», который выпускался в здании Союза художников во время войны.
В большом зале можно увидеть блокадный дневник Ленинградского Союза художников, подлинные архивные материалы, рассказывающие о творческой жизни блокадного Ленинграда, о выставках, о работе художников на Ленинградском фронте, эскизы маскировки объектов Ленинграда, выполненные художником Борисом Смирновым во время блокады.Также на выставке будут присутствовать экспонаты с раскопок поискового отряда «Альтаир» на Безымянной высоте в Кировском районе Ленинградской области и поискового отряда «Ингрия».
Особое место в экспозиции занимают работы Вячеслава Владимировича Пакулина. Во время Блокады Ленинграда действовал запрет - нельзя было запечатлеть город ни на холсте, ни на фотоплёнке без особого разрешения. Это разрешение (работать на улице) было у военкоров и всего лишь у одного художника - Вячеслава Владимировича Пакулина.
Пакулин оставался в Ленинграде всю Блокаду.
В иконце июня 1941 года вместе с группой художников, руководимой В.А.Серовым, выезжал на фронт для создания маскировки военных объектов в районе станции Дно.
Очень часто на улицах города в отчаянную зимнюю стужу можно было увидеть человека в каком-то невообразимом головном уборе, в меховом женском жакете. Это был художник Пакулин. Он ставил свой мольберт на пустынных мостовых и неистово писал. Только особенно жестокий обстрел района или воздушный налёт могли заставить его прервать работу. Удивительно поэтичные, мастерски исполненные городские пейзажи Пакулина глубоко волновали и волнуют.
На Первой выставке ленинградских художников во время Блокады города, в марте 1942 года, демонстрирует картины «Народное ополчение», «Взятие немецкого танка» и несколько пейзажей. Совместно с художником Н.И.Пилыциковым создает полотно «Таран Севастьянова».
Зимой 1941- 1942 гг. Пакулин начал работу над серией пейзажей. Впоследствии В.А. Серов называл Пакулина " Мафусаилом городского пейзажа", таким образом выражая своё уважение перед мастерством Пакулина. Художник работал на улицах Ленинграда, возил за собой подрамники. Продолжал работу во время обстрелов и бомбёжек. Написал несколько десятков пейзажей. Пакулин любил Ленинград, однако до войны никогда не писал городские пейзажи, именно в блокаду ему открылась красота города. Многие художники отмечали что зимой 1941 – 1942 года Ленинград был особенно красив: искрящийся инеем, неподвижный и почти безлюдный. Пейзажи блокадной «летописи» Пакулина – «Дом книги. Проспект 25 Октября» (1942), «У Адмиралтейства» (1941 – 1942), «Эрмитаж. Иорданский подъезд» (1942), «Проспект 25 Октября. Весна» (1943), «Демидов переулок» (1943), «Улица Пестеля» (1943), «Львиный мостик. Весна» (1943), «У Фонарного моста» (1944), «Фонтанка» (1944) и «Невский проспект в праздник 9 июля 1945 года» (1945).
В работах, написанных в самую страшную зиму 1942 года, когда погиб каждый третий житель города, проявляется "образ торжественно замерзающего исполина". Мрачный холод и звенящая пустота явственно ощущаются почти в каждом, даже самом небольшом по формату, рисунке.
Выставка продлится 2 недели, до 8 декабря.
На выставке будет представлена работа Марины Фазановой
"Прорыв Блокалы. Первый хлеб" б. акварель 75х55 2013 г.